Иногда у руководителей рабочих групп на аудиторских проверках возникает потребность в некоторых комментариях по порядку оказания и формированию стоимости услуг. У клиентов также возникают вопросы по взаимодействию с аудитором на проверках. Более того, формируется устойчивый процент бухгалтеров, которые никогда не проверялись ранее или (не дай бог) проверять их приходил необразованный (невоспитанный) аудитор, которые априори ждут нас, как врагов. Но наша главная функция заключается в оказании помощи, а не разрушении кропотливо сведенной бухгалтерии. Здесь ответы и мнения наших сотрудников обличены в письменную форму. Отвечаем на злобу дня и говорим на вечные темы аудита.
Качество волнует всех клиентов, будь то серьезный холдинг, крупная компания международной торговли или небольшое ООО, некоммерческая организация. Но финансовые возможности у всех разные. Мы не можем требовать высокой платы от среднего бизнеса, например, у фермерского хозяйства, специализирующегося на растениеводстве. А проблемы, которые способна решить аудиторская проверка, могут быть и у них. Скорее всего, речь не идет об обязательном аудите и получении заключения для налоговых властей. Все может быть совсем банально. Требуется официально и по закону уволить главного бухгалтера, охамевшего и просто не выходящего на работу, скрывающего бухгалтерские и налоговые документы (или вообще не делающего никакой отчетности). Люди доходят до того, что угрожают жалобами в трудовую инспекцию, обещают пойти в арбитраж. Тогда мы помогаем собрать письменные доказательства некомпетентности бухгалтера, чтобы были основания его уволить. Парадокс, но не всегда заказчик жаждет, чтобы проверка закончилась положительным заключением по работе бухгалтера. Отрицательное аудиторское заключение тоже может принести пользу.
Мы не смогли промолчать и в ситуации, когда в прессе активно стали публиковаться сведения о том, что с 2011 года аудиторские проверки значительно подорожали. Действительно, средняя цена аудита за год выросла чуть ли не в три раза. Но эти сенсационные сведения не имеют никакого значения для клиентов. Изменились требования государства (400 млн. рублей по обороту в год согласно ФЗ-307), поэтому «отвалилась» мелочевка, которую принуждали проходит аудит в обязательном порядке. Нам кажется, что все только вздохнули от облегчения – и те, кто должен был проверяться, и сами проверяющие. Трудно было объяснить компаниям с несущественной выручкой, что аудитор пришел как друг, когда он за свои услуги просил до 10% от чистой прибыли за год. Многие клиенты прямо таки плакали и умоляли снижать цену. Теперь такого не бывает.
Не может не радовать факт, что с каждым годом возрастает статус заключений с мнением аудитора о финансовой отчетности. Всегда проверяться нужно не только потому, что таково обязательное условие ведения крупного бизнеса. Престижность и спокойствие за налоговый учет, лояльность сотрудников и уважение партнеров – вот что получает клиент. Вы покупаете высокую компетентность, консультации, а не стандартный аудиторский документ.