главная > налоговые проблемы > НДС, налоговое планирование и вычеты
НДС - налог и его правовая сущность
Автор: Масленикова А.А. Канд. юридических наук, налоговый юрист, аудитор, управляющий партнер ООО «Аудит Ай Ти Групп». Опубликовано: журнал «Финансы» N 1 2005 г.
Заказывайте оптимизацию налогообложения Вашей фирмы в «Аудит Ай Ти Групп».
Ключевые понятия статьи:
«налоги, НДС, налоговые вычеты, вычет НДС, налоговое планирование».
Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на потребление, который взимается практически со всех видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории РФ, НДС введен в 1991г. Сегодня его доля достигает 48% от всех налоговых доходов бюджета. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается вычетом из суммы налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком товаров и налогом уплаченным поставщикам за приобретенный товар, сырьё, материалы, работы, услуги. Таким образом, если продажная цена товара ниже, или равна цене его приобретения, то уплачивать налог не придётся, т.к. отсутствует добавленная стоимость. Более того, в соответствии с п.1 ст. 176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму начисленного налога, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. В этом существенное отличие НДС от недавно отмененного в России налога с продаж и широко распространенного в 60-е годы в странах – членах ЕС, т. н. налога на продажу. Налогом с продаж облагается вся поступившая выручка, а НДС за редким исключением, только добавленная стоимость (наценка).
Таким образом, особенность данного налога в том, что если в одном месте сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделан налоговый вычет (покупателем). Причём два этих действия должны происходить в одном временном отрезке времени. В противном случае на неопределенное время НДС превращается в налог с оборота по ставке 18%.
Методика расчета данного налога по российскому законодательству в подавляющем большинстве случаев строится по принципу первоначального исчисления налога со всей суммы реализации (п. 1, ст. 154 НК РФ) и только после этого налогоплательщик может сделать налоговые вычеты, жестко ограниченные различными условиями. Иногда, принятие ндс к вычету откладывается на какое-то время, иногда, вычеты просто запрещены налоговым законодательством. Анализ положений гл. 21 НК РФ, позволяет сделать выводы об ограничении законодателем в ряде случаев права на вычеты.
Рассмотрим некоторые положения НК РФ. В соответствии со ст. 162 НК РФ, налоговая база, увеличивается на полученные налогоплательщиком суммы авансовых или иных платежей, в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или услуг. Логично предположить, что если лицо, получившее аванс обязано заплатить с него налог, то лицо заплатившее аванс имеет соответственно право на вычет. Ничего подобного - вычеты налога с сумм со сделанных авансовых платежей в счет предстоящих производственных поставок не разрешены, т.к. для права налогового вычета по действующему законодательству необходимо выполнение трех обязательных условий: фактическое оприходование товара (работы, услуги), их оплата поставщику, наличие счёт-фактуры. Начисление же налога никакими условностями не ограничено. В соответствии со ст. 167 НК РФ, моментом исчисления налога считается либо день отгрузки товара (работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов, либо день поступления денежных средств. Таким образом, для налогоплательщиков, принявших в учётной политике момент начисления налога «по отгрузке» (в соотв. с пп.1 п.1 ст. 167 НК РФ), налог исчисляется со всей суммы отгруженных, но ещё не оплаченных товаров. Вполне справедливо сделать одновременный вычет налога по такой же схеме. Однако, налоговый вычет можно сделать только оплатив товар, что при непоступивших средствах часто невозможно сделать. В этом случае НДС так же становится налогом с оборота, а не с добавленной стоимости.
До 1 января 2002 г., в соответствии с пп.1 п.2 ст. 171 НК РФ, вычетам подлежали суммы налогов только по товарам, относящимся к производственной деятельности, что противоречило смыслу налога и опять превращало НДС в налог с оборота. В настоящее время положения п. 2 ст. 171 НК, изложены несколько иначе, но гораздо туманнее. Так, по мнению законодателя, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг):
1. предназначенных для перепродажи; 2. предназначенных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС.
Если первый критерий понятен, то что касается второго, то по всей видимости, вычеты уплаченного налога ограничиваются порядком пользования приобретаемым имуществом. Налогоплательщик может получить вычет, только если использует приобретенный товар (работу, услугу) в последующих операциях, облагаемых НДС. Таким образом, использование имущества для своего внутреннего конечного потребления не даёт право на вычет по НДС, т.е. товар (работа, услуга) облагается налогом с оборота, а не с добавленной стоимости. Данное требование также противоречит смыслу налога и ограничивает стимулы налогоплательщика к внутренним и социальным накоплениям.
Вызывают вопросы и положения ст. 146 НК, где определён объект обложения по НДС. По мнению законодателя, кроме оборотов по реализации, объектом налогообложения по НДС является так же:
1. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль. 2. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Данные требования означают, что если налогоплательщик что-то производит или строит сам для себя, например благоустраивает силами собственных сотрудников свою территорию, сажает деревца или делает косметический ремонт, не относящийся к производственной деятельности, если учащиеся в образовательном учреждении что-то выпиливают в учебно-производственной мастерской, то оценив всю сумму своих затрат на эти мероприятия, он обязан начислить на неё НДС в соотв. с пп. 2,3 п.1 ст. 146 НК РФ, т.е. продать самому себе.
В данном случае, инициатива какого-либо внутреннего развития «наказывается» налогом. Подобные условия малопонятны и сложны для бухгалтерского и налогового учёта. По моим наблюдениям, данные требования легко обойти, и посему соблюдение их на практике крайне редко.
Множество дискуссий развернулось вокруг нашумевшего определения Конституционного Суда от 08.04.2004. N 169-0, по вопросу принятия к вычету сумм налога в случае оплаты товаров (работ, услуг) поставщикам заёмными средствами. Размытое и нечёткое определение полностью ломает сам смысл налога и положений гл. 21 НК РФ, где не установлены ограничения в области источника средств, которыми расплачивается покупатель. Исходя из сути налога, изложенной выше, происхождение средств, которыми оплачиваются счета поставщиков, не имеют значения для правильного исчисления НДС. Имеет значение лишь факт уплаты в бюджет поступившего налога этим самым поставщиком. В противном случае, опять получается обложение не добавленной стоимости, а «по обороту». Однако, в своем определении от 8 апреля 2004г. N 169-0 Конституционный Суд РФ довольно неоднозначно толкует условия принятия налогоплательщиком сумм налога к вычету. Судом дано расплывчатое понятие неких «реальных затрат», каковыми по смыслу определения заёмные средства не являются. Между тем, поступив на счета поставщиков, эти же «нереальные» затраты сразу становятся реальными и облагаются по полной ставке 18%. Дело в том, что даже если налогоплательщик рассчитывается безвозмездно полученным имуществом, сумма его фактического дохода облагается налогом на прибыль, что делает данное имущество вполне легальным. Что же касается займов и кредитов, то это – устоявшаяся во всем цивилизованном мире практика. А как же ещё начинать бизнес? Позиция Конституционного Суда стала неожиданностью даже для налоговиков. Теперь, если предприятие берет кредит в банке, то до момента его погашения, оно обязуется беспроцентно кредитовать государство. Для долгосрочных производственных кредитов такое положение приведет к затормаживанию развития предприятий, уклонению от уплаты НДС и соответственно других взаимоувязанных налогов. Теперь налогоплательщику предстоит сначала заработать средства для ведения бизнеса каким-нибудь серым способом, а не пользоваться законными схемами кредитования. Следует также иметь в виду, что неопределенность и расплывчатость официальных формулировок всегда ведет к расширительному толкованию обязанностей подчиненной стороны, каковой в налоговых правоотношениях с властью является налогоплательщик.
По ходатайству Российского союза промышленников и предпринимателей, обеспокоенного сложившейся ситуацией, Конституционный Суд 4 ноября 2004г. новым определение N 324-0 дал официальные разъяснения своей позиции по вычетам НДС. С одной стороны, в п.2 разъяснений суд признал, что налог исчисляется с добавленной стоимости, определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат на их производство и реализацию, не обусловленную какими-либо особенностями отношений между хозяйствующими субъектами. С другой стороны в п.3 разъяснений указано следующее: «в том случае, если налогоплательщик не несет реальных затрат на оплату начисленных поставщиком сумм налога на добавленную стоимость, т.е. если имущество, приобретенное по возмездной сделке, к моменту его передачи поставщику в счет оплаты начисленных сумм налога не только не оплачено либо оплачено не полностью, но и явно не подлежит оплате в будущем, то право на вычет сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), не может быть предоставлено»! Таким образом налоговым органам даны широкие возможности для классификации затрат. Очевидно, что принцип их «нереальности» будет активно применяться. Руководство страны объясняет свою жесткую политику в части взимания НДС, тотальным уклонением плательщиков от выполнения своих обязанностей, признавая тем самым неэффективность налогового управления и правоохранительной деятельности в РФ. Основная масса правонарушений в области взимания НДС приходится на завышение вычетов и возвратов налога. Применение откровенно криминальных схем на вычете и возврате НДС стало повсеместным явлением. Данные махинации проводятся через спокойно существующие фирмы-однодневки, зарегистрированные на подставных лиц.
В Европейских странах, где практически идеально налажен налоговый аппарат, а территориальная протяженность, количество плательщиков, уровень коррупции гораздо меньше российских, проблема НДС – мошенничества тоже существует. В России, взимание сложных налогов затруднено объективными факторами, такими как неэффективная система налогового управления и правоохранительных органов, нестабильность законодательства, коррупция, низкая налоговая культура общества и т.д. В таких условиях путь дальнейшего усложнения НДС – дорогостоящее и малоэффективное мероприятие. Между тем, кроме пресловутых НДС - счетов, введение которых пока откладывается на неопределенный срок в силу сложности исполнения, планируется введение жесткой полицейской системы контроля за уплатой налога на добавленную стоимость, в том числе через банки, и ведение госреестра новых фирм. Министр финансов Алексей Кудрин, заявил о том, что будет усилено администрирование уплаты и взимания НДС с использованием современных информационных технологий. На практике это означает, что Минфин станет отслеживать состояние банковских счетов фирм – плательщиков НДС, следить за появлением новых фирм – через контроль за ведением госреестра, а также проверять расчеты организаций с помощью налоговых инспекторов и сотрудников милиции.
Очевидно, что при существующих сложностях с вычетами по НДС, целесообразнее снизить ставку и взимать налог с оборота (налог с продаж). Налог с продаж на региональном уровне уже взимался на территории РФ и составлял значительную часть региональных бюджетов. Вопреки прогнозам, значительного скачка цен при его введении не произошло. А при одновременной отмене НДС и введении налога с оборота, процесс ценообразования нивелируется. В крупном государстве с протяженными территориями всегда стоит задача оптимизации государственных затрат на содержание и перевооружение налогового аппарата. Если обратиться к опыту зарубежных стран, то в небольших европейских государствах с высокоразвитыми технологиями в сфере налогового, правоохранительного и административного контроля, НДС является обоснованной формой. В США - крупном федеративном государстве, НДС не вводился, а в простейшей форме успешно взимается налог с продаж, где его доля в объеме поступлений составляет более 40%, а средняя ставка - 5%.
Замена НДС налогом с оборота (налогом с продаж) снизит колоссальные затраты на администрирование, высвободит кадровые ресурсы и упростит отчётность. Кроме того, уменьшится число действительно недобросовестных схем, когда по фиктивным договорам «обналичиваются» огромные средства, в результате чего, увеличиваются нелегальные вычеты по НДС и уменьшается налогооблагаемая прибыль. Для налога с продаж объектом контроля со стороны налоговых органов станет только выручка, т.е. показания ККМ или банковская выписка. Для НДС, объект контроля - это не только выручка, а все расходы, платежи и огромное количество документации (счета, платежные поручения, счета-фактуры, договора, акты, экспортные документы и т.д.).
Огромные государственные затраты потребуются в случае перехода на электронные счета-фактуры и банковские «НДС – счета», схему не применяемую ни в одной цивилизованной стране. Сможет ли при существующем уровне коррупции дорогостоящий проект окупить себя? Не повлечет ли это лишь краткосрочный эффект? Вопрос неоднозначный.
Автор статьи Масленикова А.А., к.ю.н., аудитор, налоговый адвокат.